Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

История

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

Омбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, «представитель», в русский язык вошло через английский, отсюда - мен) - должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. Впервые должность «парламентского омбудсмена» учреждена риксдагом Швеции 1 марта 1809 года, согласно принятой в этом же году конституции («Форме правления»). Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы: в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена в 1962 году, стала Новая Зеландия, первым социалистическим - Польша (1987). После Второй мировой войны институт омбудсмена получил развитие во всем мире. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года принята Всеобщая декларация прав человека. Эта дата стала Днем прав человека, который отмечает весь мир.

В настоящее время уже в 100 странах мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека.

Россия долго шла к тому, чтобы институт омбудсмена получил законность. 22 ноября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял документ, согласно которому «предусматривается создание должности Парламентского Уполномоченного по правам человека, который подотчетен парламенту, назначается сроком на пять лет и обладает такой же неприкосновенностью, как и народный депутат». Этим документом была Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ. Именно с этого момента начался официальный отсчет в истории развития института Уполномоченного в нашей стране. Первым Уполномоченным по правам человека в РФ стал известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев, который был назначен на эту должность еще до принятия специального закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Он проработал в этом качестве с 1994 по 1995 годы. Лишь через несколько лет после его ухода 4 марта 1997 года обеими палатами Парламента России был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который регламентировал деятельность российского омбудсмена. В нем было ясно прописано: Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен каким-либо должностным лицам и государственным органам.

Статья 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» гласит: «В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации».

Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Магаданской области» был принят 02 апреля 2015 года. Первый Уполномоченный назначен Магаданской областной Думой 10 июня 2015 года. Им стал Суровцев Александр Иванович.

В соответствии с положениями указанного закона, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Магаданской области являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) содействие совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина;

3) обеспечение условий и гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Магаданской области;

4) осуществление правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) участие в развитии межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Магаданской области;

7) содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

8) содействие деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Дата публикации: 20.04.2016 11:59